На главную
Форум
Чат
Flash - темы
Фотовыставка
Планетарий
Литература

Кем был Посейдон   ИНФОРМАЦИЯ О ПОСЕЙДОНЕ
  
Изображение Посейдона Изображение Посейдона на блюде
    Посейдон (Poseidоn; много вариантов - Posoidan и др.)
     - в греческой мифологии бог властитель моря и всей
    водной стихии, как это явствует из корня pot,
    встречающегося в греческих словах potoV, potizw,
    potamoV, в лат. poto и т. д. Посейдон олицетворял собою
    элемент влаги, окружающий, поддерживающий и оплодотворяющий
    землю, и почитался на всем протяжении греческого мира как
    исконный национальный бог. В эпосе Посйдон - владыка моря,
    сын Крона и Реи (по Гомеру - младший брат Зевса, по
    Гезиоду - старший). При разделе вселенной ему досталось море,
    с его обитателями и богатствами. От жены Амфитриты у него сын
    Тритон и дочь Бентесикима. Его дворец находится на дне морском,
    близ Эг (Aigai), на северном берегу Пелопоннеса; там же было
    и другое место его культа (ахейского и ионического) - Гелика,
    позднее уничтоженная землетрясением (некоторые предполагали
    гор. Эги на берегу Евбеи или Эолиды, против Митилены).
    Покидая дворец, он облачается в золотую одежду и всходит
    на колесницу, запряженную быстроногими златогривыми конями
    с бронзовыми копытами; морские чуда прыгают около его
    колесницы, сопровождая его шествие. Символы его могущества - трезубец,
    бык, дельфин и конь. Трезубцем он укрощает гигантов, волнует
    море, колеблет землю, вызывает из скал источники; triaina -
    первоначально острога (гарпун) рыболова при охоте на дельфинов или
    тунцов - соответствует в его руках молнии в руках Зевса.
    Бык (черный) - животное, посвященное Посейдон - олицетворяет
    собой ярость и бурную силу потока; в связи с этим эпитет
    Посейдон - taureoV;, состязания быков, устраивавшиеся в честь
    Посейдона (в Фессалии и Ефесе), принесение в жертву быков;
    tauroi назывались в Ефесе мальчики, прислуживавшие на празднике
    Посейдона Дельфин символизирует собой спокойствие водной стихии;
    в связи с этим находится представление земли, покоящейся на воде,
    и эпитеты бога gaihokoV, asjalioV. В символе коня сказывается тоже
    бурное и бешеное свойство природы П., что и в символе быка.
    Культ Посейдона был распространен всюду, где влияние и роль водной
    стихии выразились в более или менее сильной степени: в областях с
    богатыми бассейнами, долинами и ущельями, следами землетрясений
    (древние думали, что землетрясения происходят от действия воды,
    проникающей в пещеры и земные углубления) и при море - т. е. во всей
    Элладе, с материком и островами. П. чтили в Фессалии, где, по преданию,
    ударом его трезубца была образована Темпейская долина; это был
    минийский (эолический) культ, представители которого считались славными
    наездниками и мореплавателями. Другим центром почитания П. был Коринф,
    перешеек (Истм), с его играми. Культ его существовал также в Коринфе,
    Навплии, Трезене; Калаврии (место посейдоновой амфиктионии), Пилосе,
    во всей Аркадии, где П. почитался как бог рек и коней; в Афинах,
    на остр. Евбее, на мысе Микале (союзный храм 12 Ионийских городов) и
    пр. Ионийские сказания о П. примыкают к циклу аттических сказаний об Эгее
    и Тезее, из которых первый - героизированный П. На афинском акрополе
    был источник, образованный, по преданию. трезубцем П. (памятник его
    борьбы с национальной богиней Аттики). По мере основания колоний культ
    Посейдона распространялся все шире и сделался повсеместным.
    В некоторых местностях он слился с туземными культами - например. культ
    лелегокарийского Посейдона Основная черта, отличающая Посейдона в мифах -
    это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно
    с его царственным величием. Он состязается из-за обладания землей с
    Палладой (Афины, Трезен), Гелиосом (Коринф), Герой (Аргос),
    Зевсом (Эгина), Дионисом (Наксос), Аполлоном (Дельфы).
    Та же дикая и необузданная сила отличает и его потомство (Полифем, Антей,
    Бузирис, Прокруст и др.). Ему посвящен бурный месяц года - Посейдеон
    перед зимним солнцеворотом). Посылая бури и крушения, Посейдон также
    успокаивает море (П. -asjalioV), так что в гаванях и на мысах он почитался
    как покровитель плавающих; все морские занятия (мореплавание, торговля,
    рыболовство, война) состояли под его верховной властью. Как землеколебатель
    (enosikJwn), он чтился в Спарте, Арголиде. на Спорадских овах и пр.;
     под его трезубцем земля дает трещины и образует долины, а на море
    появляются новые острова. Он участвовал в гигантомахии и поверг гиганта Полибота
    (Эфиальта), бросив на него остров Нисир. Но с разрушительной силой он
    соединяет созидательную; ему приписывается постройка ворот в Тартаре
     и возведение Илионских стен при Лаомедонте. Внутри страны ему покланялись
    как богу пресных вод - рек, озер, источников и связанного с ними плодородия
    (П, krhnoukoV, epilimnioV, jutamioV);в этом отношении Посейдон разделяет свойства
    Диониса (на островах) и Деметры, которая, по одному преданию, от него произвела
    на свет Персефону. Олицетворяя производительную силу природы, П был покровителем
    рода; он состоял в брачном союзе со многими нимфами и считался родоначальником
    многих (преимущественно Ионийских) фамилий. Весьма важную роль в сказаниях
    и культе П. играл конь, сотворенный им из скалы ударом трезубца. Пелий,
    Нелей, Гиппофоонт - сыновья П. - были вскормлены кобыльим молоком.
    Благодаря коням П., Пелоп одержал победу над Ойномаем; его же кони были
    запряжены в колесницу Идаса. В Афинах и аттическом деме Колон П. почитался,
    как усмиритель коней (П. damaioV), на ряду с Палладой; конные состязания происходили
    и на истмийских играх, учрежденных в честь П. Тезеем. Храмы П. главным образом
    воздвигались на мысах, перешейках и в приморских городах. В произведениях искусства
    Посейдон изображался мужем царственной наружности, с курчавой и густой бородой,
    сидящим на троне (храмовые изображения) или стоящим в длинной ионической одежде
    (известная статуя Лизиппа на Истме), при чем приподнятая правая нога его покоилась на
    дельфине (или скале); иногда он изображался едущим на колеснице в сопровождении толпы
    морских божеств и чудовищ, или на быке, или на коне. Его лицо носило большею частью
    выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.
    У римлян Посейдон соответствовал Нептун.


TBN.ru

TBN.ru

TBN.ru

TBN.ru
>
Пишите письма... Copyright 2005 - Neptun8. All Rights Reserved